Музыкальная индустрия достаточно консервативна. Новые способы производства, распространения и заработка в мире музыки приживаются с трудом. После того, как iTunes перевернула индустрию в середине 00-х, а затем повсеместно появились рекомендательные сервисы, которые подбирают музыку на основе вкусов пользователя, революций, кажется, не случалось.
Но отрасль всё же не стоит на месте и продолжает развиваться эволюционно, лишний раз не шокируя пользователей.
Медуза уже составила список музыкальных итогов года (что слушал российский пользователь в 2017ом), а значит есть повод подытожить и результаты работы технологических компаний на музыкальном рынке. Итак, сегодня в эфире 5 заметных технологических трендов, меняющих современную музыкальную индустрию.
1) Apps, Apps, Apps
Взрывной рост рынка ПО для генерации музыки продолжается. В моде приложения, которые позволяют максимально сконцентрировать весь процесс производства музыки на одном девайсе – вашем телефоне или планшете – и при этом сохранить профессиональное звучание. Приложения самые разнообразные: от синтезаторов до модульных midi-контроллеров.
Например, номинированный на Grammy 19-летний продюсер и исполнитель Стив Лейси, который помогал создавать трек «PRIDE.» с топового альбома Кендрика Ламара «DAMN» полностью создан на его iPhone.
2) Робомузыка
Развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения дарит нам примеры оригинальной музыки, полностью созданной машиной. С помощью алгоритмов глубокого обучения и анализа больших данных, исследователи из Технологического института Джорджии построили четырехрукого робота, который играет на ксилофоне. Робота зовут Симон, и он способен сочинять и исполнять собственные мелодии на основе 2 тысяч популярных треков и 2 миллионов отдельных мелодий и рифов в своей базе .
Ещё вы могли слышать про успехи Яндекса в генерации музыки с помощью машинного обучения. Нейросеть, созданная сотрудниками компании, научилась писать музыку в стиле композитора Александра Скрябина. На конференции YaC-2017 увертюру, созданную алгоритмом, исполнил камерный ансамбль струнных и терменвокса.
3) VR для новых музыкальных ощущений
Виртуальная и дополненная реальности проникают в музыкальную индустрию. Разработка технологии VR и AR, то есть виртуальных изображений, наложенных на физическое окружение, должны помочь исполнителям исследовать свои произведения в новом реальном пространстве. Производитель музыкального оборудования Behringer запустил интерфейс дополненной реальности для своего нового флагманского синтезатора DeepMind 12. Что особенно интересно, так это возможность встроить дополненную реальность в пространство студии. Это позволяет инженерам и продюсерам действительно «видеть» процесс создания музыки, визуализируя заложенные в ней образы.
Дополненная реальность помогает глубже и по-новому погрузиться в музыку не только её авторам, но и слушателям. Например, Bjork, известная не только эксцентричностью и непосредственностью музыкальных образов, но и любовью к новым технологиям, создала целую музыкальную инсталляцию в VR: слушатель получает очки виртуальной реальности и погружается в мир Bjork 360 градусов, попадая на знаменитые исландские чёрные пляжи или даже в рот самой певицы.
4) Высококачественный звук
Важнейшей проблемой, которая сохраняется даже в эру повсеместного развития стриминговых сервисов, это передача качества звука: исполнители вкладывают слишком много сил в выстраивание звучания голоса, постановку звуковой сцены и разложение партий, чтобы в конечном итоге всё сжать до возможностей крошечных динамиков смартфонов. По мере улучшения скорости и качества передачи данных для смартфонов, стало более осмысленно стремиться к передаче высокоточного звука или даже абсолютного потокового аудио без потерь (по ссылке тест The Verge, сможете ли вы почувствовать разницу). Конечно, такое стремление выглядит фанатичным, ведь полностью оценить подобное качество звука смогут разве что гики с дорогущим оборудованием, но топовые продюсерские студии и лейблы (в т.ч. Universal Music Group, Sony Music and the Warner Music Group ) уже подтвердили свой интерес к повышению точности передачи звука, продемонстрировав первые решения на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе.
5) Рекомендации с человеческим характером
Когда в начале 00-х появилась Pandora (первый в своём роде рекомендательный потоковый сервис, к сожалению, недоступный в России), она перевернула идею интернет-радио благодаря алгоритму The Music Genome Project. Технология позволяет алгоритмизировать выбор музыки на основе более 400 характеристик предпочтений пользователя. Подобные алгоритмы с тех пор колоссально развились и стали основой целой индустрии рекомендательных музыкальных приложений.
Однако в 2017 году произошёл интересный сдвиг в алгоритмах таких сервисов: назад к включению человеческого фактора в создание плейлистов. Люди устали от машинных рекомендаций и с большим доверием относятся к выбору реальных пользователей. Тренд задал Spotify (тоже, увы, недоступный у нас), когда представил новую функцию Disco8ver Weekly в 2015 году. Она позволяет пользователям действительно влиять на плейлисты других слушателей с похожим профилем (первая реализация фичи “понравилось пользователям со схожими вкусами”) и помогает артистам любого значения попадать в плейлисты: от мировых звезд до локальных талантов. Согласно данным Spotify, по меньшей мере 8000 групп и артистов получают более половины своего трафика благодаря этим еженедельным спискам рекомендаций, так что Discover Weekly – не просто интересная функция, но и важный источник дохода для исполнителей.
Если вам интересно, вот список топ-3 песен, которые стали известны массово именно благодаря рекомендательному алгоритму, учитывающему кросс-рекомендации пользователей:
1. LANY – ILYSB
2. Parson James – Stole the Show
3. Lucy Rose – Shiver
Теперь среди стартапов в Долине стало модно добавлять человеческий элемент в рекомендательные алгоритмы музыкальных приложений.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |