Все опытные исполнители отлично знают, что такое сидеть и репетировать в одиночестве и что такое выступать перед толпами людей. Любому интроверту, разумеется, более комфортно сидеть и играть музыку в одиночестве или с близкими друзьями на репетиционной студии. Однако это вовсе не значит, что он не может быть блестящим артистом на сцене. Вам лишь придется немного переформатировать у себя в голове свое отношение к живым выступлениям. Вот несколько подсказок, которые помогут музыкантам-интровертам прокачать свои навыки и научиться наслаждаться выступлениями.
Многие люди, включая самих интровертов, зачастую немного неправильно понимают само явление интроверсии. Сьюзан Кейн, автор нескольких книг по теме, одной из которых является «Тишина: сила интровертов в постоянно болтающем мире», отмечает, что интроверсия и стеснительность — совершенно разные вещи, не взаимоисключающие, но уж никак не предполагающие одна другую.
«Застенчивость — это страх того, что ты получишь негативную оценку окружающих. Интроверсия — это лишь желание тишины и минимально раздражающей окружающей среды», — пишет Кейн. Барбара Стрейзанд, казалось бы, тот самый человек, который чувствует себя комфортно, стоя перед тысячами людей. «Однако, — отмечает писательница — Стрейзанд по-настоящему ужасно боится сцены, она — стеснительный экстраверт». Еще одно заблуждение — это то, что интроверты должны невероятно бояться сцены. Однако, даже если вы стеснительный интроверт, это вовсе не значит, что вы непременно должны паниковать перед выступлениями. Большинство застенчивых людей, потренировавшись немного, могут научиться совершенно комфортно чувствовать себя, находясь в свете софитов перед толпой людей.
Как и в других сферах жизни независимого музыканта, у интровертов есть особые преимущества перед остальными, когда дело доходит до живых выступлений. Психологи отмечают, что интроверты являются гораздо более уверенными ораторами, нежели экстраверты — они всегда уделяют больше времени подготовке и обдумыванию своих речей. Так что, пока ваши товарищи-экстраверты болтают перед концертом с поклонниками или другими музыкантами, вы, скорее всего, спокойно проходитесь по сет-листу, разогреваете связки или просто проводите некоторое время в одиночестве, настраиваясь на шоу.
Зачастую бывает, что самая сложная часть выступления заключается вовсе не в исполнении трудных соло, а в том, что вы понятия не имеете, что сказать между песнями залу. Как интроверту, вам, скорее всего, гораздо труднее сходу придумывать шутки и прибаутки, обращаясь к большому количеству людей. Если заполнение этих неловких пауз ложится на ваши плечи, постарайтесь заранее придумывать слова. В этом нет ничего особенного. Хорошо отрепетированная речь не будет казаться чем-то высосанным из пальца — вы даже не представляете, сколько музыкантов репетируют свои движения и гримасы, прежде чем начать использовать их на сцене.
Сьюзан Кейн в своей книге утверждает, что интроверты зачастую действуют совсем не так, как чувствуют. «Интроверты могут легко исполнять роль экстравертов, когда речь идет о какой-то работе, которую они считают важной, о людях, которых они любят — в общем, обо всем том, что представляет для них ценность». Это происходит из-за феномена, который она называет «теорией свободных черт характера» — все люди рождаются с набором естественных личностных качеств, но иногда могут очень успешно скрывать их, преследуя важные для себя цели.
Все это дело тренировки — здесь вам всегда поможет наблюдательность и изучение внешних признаков поведения тех, кто является экстравертом. Как они двигаются, как долго смотрят людям в глаза, как здороваются и знакомятся с новыми людьми, какие позы они принимают на сцене? Это не так уж и сложно. Подобные наблюдения формируют ваши собственные правила, и если следование этим правилам вы доведете до автоматизма, то каждый концерт будет проходить все более безболезненно для вас.
В то же время слишком затянувшееся погружение в эту «теорию свободных черт характера» может повредить вам. Заигрываться никогда не стоит. Если вы решили быть веселым и подвижным на сцене, не бросайтесь на волне эйфории в общение с поклонниками и музыкантами сразу после выступления. Просто выключите режим экстраверта и проведите десять минут в одиночестве — в гримерке, туалете или на улице. Если вы будете корчиться и фонтанировать энергией до победного, рано или поздно люди это почувствуют. Каждый раз вы тратите довольно много энергии на это невинное притворство, и ее нужно моментально восстанавливать после того, как притворство перестает быть необходимым.
Необязательно даже постоянно болтать или бегать или бегать по сцене. От некоторых людей невозможно оторвать взгляд, если они просто неподвижно стоят на сцене. Если вы знаете, что вам необходимо пообщаться с кем-то важным до или после концерта, лучше сохраните вашу маску экстраверта для этого общения.
Если вы действительно испытываете трудности что на сцене, что в пребывании в клубе до или после выступления, в течение ближайших пяти концертов постарайтесь понаблюдать за собой — на сколько вас хватает, где необходима ваша открытость и энергия, а где вы можете просто скромно постоять в уголке? Эти наблюдения помогут вам натренировать свои «навыки экстраверсии» и использовать их максимально эффективно в самые важные моменты.
Все, и интроверты и экстраверты, нуждаются в подзарядке. Исследования показали, что экстравертам в течение рабочего дня отдыхается гораздо лучше в компании людей: перекуры, совместные обеды, отвлеченные разговоры. С интровертами дело обстоит иначе. Если вы находитесь в туре, в течение месяца 24 часа в сутки пребывая бок о бок со своими товарищами и ежедневно встречая новых людей, то можете измотать себя довольно быстро. Не мучайте себя: саундчек, концерт и немного времени после него — это часы пребывания с людьми. Но от всего остального не стесняйтесь и смело отказывайтесь. Хотите пообедать в одиночестве? Вперед. Хотите осмотреть город или просто полчаса посидеть на скамейке с книжкой в ближайшем парке? Никто не праве запрещать вам подобные вещи.
Если вам совсем неуютно на сцене, но вы не хотите становиться сессионным музыкантом, участвующим исключительно в записях, постарайтесь думать о выступлениях, как о важной части вашего искусства — это не больше и не меньше, чем сочинение песен или процесс записи альбомов. Вы больше всего паникуете перед концертами, зато для ваших поклонников это наилучший способ проникнуть в вашу музыку. Выступления могут выматывать, но если вы хорошо поработаете над собой, то научитесь получать настоящее удовольствие от них. В конце концов, любое творчество — это опыт и исследование пределов себя. Так почему бы не расширить свои границы?
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |