Всего за несколько лет в Киеве возникла целая плеяда артистов, о феномене которых сегодня в полный голос говорит международная пресса.
В классификации музыкальных стилей есть несколько важных упущений. Устрани их – и путаницы, споров было бы куда меньше. Взять, например, фолктронику. Красивый термин, вокруг которого и 15 лет спустя, так и не возникла своя сцена – с четкими границами, своими героями и лейблами.
В изначальном понимании фолктроника – это микс электроники и, собственно, фолка. Того, что в разные годы исполняли музыканты от Боба Дилана до группы Fleet Foxes. Родоначальниками стиля стали смелые экспериментаторы Animal Collective, мало известная группа Tunng и британский электронный продюсер Four Tet, сменивший за карьеру с десяток имен и стилей.
Термин понравился прессе. Ему сразу нашли широкое применение: все, что на стыке электроника + этническая, народная музыка, фольклор = фолктроника. Куда проще, чем оперировать давним и очень широким термином world music, который когда-то придумал Питер Гэбриел.
Со временем оказалось, что подобных артистов в современной музыке не так уж много. Спекуляций экзотикой Востока – в достатке. Выставочной африканской этники для искушенных европейцев – того больше. А вот так, чтобы вникнуть до конца и всерьез, пропустить через себя наследие нескольких прежних поколений и выдать что-то полное магии, интимной глубины… Под силу не каждому.
Позже сама собой возникла закономерность. Хорошую «фолктронику» следует искать там, где есть горы и крупные портовые города. Горы – тишина, холод и созидание. Вне суеты рождаются иные сочетания звуков. Недаром многие немецкие электронщики (Pantha Du Prince, Mano Le Tough) отправляются на период записи новых альбомов в заснеженные Альпы, а многочисленные всемирно известные чилийские продюсеры в Анды.
Портовые города – и того проще. Микс культур, перекрестки мира. Попробуйте, к примеру, проследить, где находятся те города, в которых получило популярность аргентинское танго. Эти следы вы найдете на юге Франции и в Балканских странах. Связи прослеживаются наглядно. На эту теорию не первый год опираются многие историки музыки.
В центре Европы находится огромная горная система – Карпаты. Большая ее часть расположена на территории Украины. Меньшая – на территории еще семи стран: Чехия, Румыния, Австрия, Польша, Сербия, Венгрия, Словакия. Карпаты – это не просто горный массив. Это целая экосистема, своя культура, традиции, свои загадки и тайны. Нескончаемый источник для поиска и вдохновения.
Именно в Карпатах впервые появились многие народные инструменты – основа украинского фольклора. Горы – это зеленые луга и пастбища. Дрымба, варган, трембита. Сигнальные инструменты пастухов, деревянные работы местных мастеров. Можно вспомнить, по меньшей мере, 50 украинских народных инструментов, которые сохранились сегодня и которые в умелых руках могут по-прежнему актуально звучать.
Впечатляющее, уникальное, многообразное наследие. Очевидно, что появление украинской фолктроник-сцены было лишь делом времени. Первые попытки создавать современную музыку с элементами этники были еще 15-20 лет назад. Ярче всех на этом поприще проявила себя певица Катя Чили. Ее дебютный альбом «Русалки in da house», вышедший в 1998 году можно назвать точкой отсчета для украинской фолктроник-сцены.
Первым по-настоящему впечатляющим прорывом стала группа ДахаБраха, придумавшая собственный оригинальный стиль этно-хаос. В 2006 году вышел дебютный альбом группы, а за ним еще череда релизов – этнические напевы, множество живых инструментов (от укулеле и диджериту до бугая и флейты), смелые электронные аранжировки (вплоть до драм-н-бейса). Группа практически сразу получила мировую известность и в 2015 году выступила в эфире едва ли не самого важного музыкального ТВ-шоу мира – Later… with Jools Holland на BBC Radio Two.
Впрочем, даже, несмотря на международную известность, в Украине ДахаБраха долгое время оставались нишевым явлением – проектом для глубокого, искушенного слушателя. Вывести украинскую фолктронику из андеграунда в мейнстрим первыми удалось проекту ONUKA. Сложились все звезды. В прошлом участница дип-хаус трио Tomato Jaws, внучка известного мастера народных инструментов – Ната Жижченко как никто другой разбиралась в украинском музыкальном фольклоре. В модный, сверх качественный электронный саунд ее идеи обернул Женя Филатов (он же The Maneken). Дебютный альбом ONUKA стал громким прорывом в 2014 году.
За три года команда ONUKA вывела базовую идею фолктроники на совершенно новый уровень. Концерты с оркестром народных инструментов НАОНИ, нашумевшее выступление в интервал-акте Евровидения и, наконец, новый альбом, который увидит свет осенью 2017 года. Последний сингл проекта под названием Vsesvit ONUKA записали совместно с одним из родоначальников стиля – французским коллективом Deep Forest. Его основатель Эрик Муке одним из первых понял, что на стыке этнической музыки и электроники могут рождаться произведения, которые полюбят миллионы людей во всем мире.
на украинской сцене появились новые проекты, идущие той же тропой, но имеющие свой собственный, узнаваемый стиль. Самые яркие из них – это электронный дуэт YUKO, артисты лейбла Masterskaya. Дуэт стал настоящим экспромтом на шоу «Голос», где один из членов жюри Иван Дорн решил вдруг собрать вместе талантливого электронщика Стаса Королева и вокалистку Юлю Юрину, имеющую опыт работы в коллективах народной песни.
YUKO берут за основу редкие, раритетные украинские песни и превращают их в драйвовые рейв-номера – с модным синтезаторным гулом и чеканным битом на стыке брейкбита и техно. Через энергичный электронный саунд YUKO высвобождают ту мощную энергию, мистику и глубину, что заложена в народных песнях. С каждым живым шоу они звучат все круче, оправдывая авансы прессы. YUKO – будущее украинской фолктроник-сцены.
В противовес им – группа АтмАсфера. Никаких танцев: сложно сплетенная, хрупкая, нюансовая музыка с элементами фолка, джаза, электроники, нью-эйджа. Одна из особенностей группы – дуэт-вокалисток, двух сестер-близняшек Ямуна и Калинди. Обе – дочери украинского джазового музыканта Юрия Яремчука. АтмАсфера не ограничиваются украинской этникой. Они поют и на санскрите, а в своих живых шоу используют множество этнических инструментов – арфа, дарбука, мандолина и пр.
Примечательно, что украинская фолктроник-сцена, привлекая внимания все большего количества слушателей, со временем послужила стимулом для рождения нового, уникального в своем роде фестиваля.
Так, осенью 2016 года появился Polyana Festival – атмосферный фестиваль в Закарпатье. Артистам, объединяющим в своей музыке этнику и электронную музыку, организаторы Polyana уделяют особое внимание. Фестиваль проходит в буквальном смысле на поляне неподалеку от села с одноименным названием, в окружении дикой природы: горы, лес, звездное небо и шум горного ручья неподалеку.
В таком антураже музыка артистов вроде ONUKA, АтмАсфера, YUKO или Deep Forest (один из хедлайнеров 2016 года) раскрывается совершенно иначе. Природа и звуки музыки становятся единым целым.
В сентябре 2017 года (8-10-го) Polyana Festival пройдет второй раз в своей истории. К полному составу из лучших артистов украинской фолктроник-сцены, организаторы добавили колорита соседних стран. Прежде всего, культовый румынский брасс-бэнд Fanfare Ciocarlia – амбасадоры балканского саунда во всем мире. Их музыка звучит в фильме Борат Саши Барона Коэна, а британские электронщики Basement Jaxx любят сэмплировать их партии духовых в своих ни на что не похожих клубных хитах. В компанию к ним – эксцентричные латыши Beissoul & Einius и многие другие.
Вдохновители Polyana Festival говорят, что делают фестиваль не только для украинской аудитории, но и для гостей из соседних стран – Румынии, Венгрии, Польши. Так, через Polyana Festival украинская фолктроника множит свою аудиторию и делает еще один уверенный шаг в тому, чтобы стать значимым международным феноменом. После попадания ДахаБраха в саундтрек к третьему сезону сериала Фарго, а EP ONUKA на первое место британского электронного чарта iTunes – эта цель кажется вполне реальной.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |