Пожалуй, у всех творческих людей есть минимальные цели, которые они ставят перед собой — записать альбом, написать книгу, открыть свою выставку или снять фильм. Как вариант — все из списка по порядку.
Что нужно знать для начала
А теперь по порядку. Во-первых, для того, чтобы выпустить какой-то музыкальный материал, его нужно сочинить. На студию вам нужно будет принести готовые аранжировки песен или же наброски, над которыми вы сможете поработать непосредственно в студии. Но не забывайте, что такая услуга как аранжировка музыки не входит в стандартный прайс записи в большинстве киевских студий. Если у вас есть идея песни или просто черновик, исполненный под гитару, а в итоге нужна полноценная песня для радио — то вам придется нанимать еще и профессионального аранжировщика, который подберет партии остальных инструментов.
Во-вторых, вы должны уметь исполнять вашу музыку. Чем лучше вы играете и поете свои песни, тем меньше времени уйдет на запись и тем качественнее получится финальный результат. Разумеется, сейчас процесс звукозаписи можно очень упростить, подтянув фальшивый вокал автотюном, вручную выровняв на компьютере неудачно сыгранные барабаны или же вообще заменив инструменты, сыгранные вживую, электронными. Но чем больше произойдёт таких искусственных манипуляций с накопленным звуком, тем менее естественно будут звучать ваши песни. Если вдруг вы или участники вашей группы не можете качественно исполнить придуманный материал, то вам следует задуматься о том, чтобы нанять сессионных музыкантов. К слову, так делают большинство поп-звезд и даже некоторые рок-музыканты.
Фото: Istok Studio
Ну и в-третьих, необходимо понимать, какого звучания нужно будет добиться в итоге. Скорее всего, записанная песня не будет звучать в наушниках так же, как она звучит на репетиционной базе и вживую, поэтому нужно обязательно держать в голове собственный эталон и хоть примерно знать, какими инструментами обработки звука и исполнения его можно добиться. Это сэкономит время и вам, и звукорежиссерам. Чтобы лучше понять, какое звучание необходимо в той или иной песне, нужно много экспериментировать с собственными инструментами и вокалом, играть на разных площадках, слушать свои песни как бы «со стороны».
Ну или в крайнем случае — знать референсы (отсылки) к уже записанным произведениям, касательно каждого инструмента в песне, которые позволят звукорежиссеру понять, какого звучания вы всё-таки хотите добиться. Не бойтесь приводить самые амбициозные примеры, вроде «гитары как в «Smells Like Teen Spirit», бас, как Joy Division, и обработка вокала, как во втором альбоме Павла Зиброва»: хорошие звукорежиссеры умеют копировать.
Кто такой саундпродюсер?
Саундпродюсер — это главный режиссер того, что происходит в студии. Он занимается творческим контролем процесса записи в широком понимании: помогает выбрать самую удачную музыкальную форму, аранжировку, звучание инструментов, дает указания звукорежиссеру. В том числе он часто делает и организационную работу: общается со студией, может подобрать сессионных музыкантов.
Работа саундпродюсера важна, ведь, по большому счету, это необходимый взгляд со стороны, которого зачастую не хватает как молодым, так и опытным музыкантам. Этот человек должен быть очень музыкален, подкован теоретически, знать всевозможные звуковые приемы и то, как их применяли раньше. Практически все серьезные музыкальные альбомы были записаны при участии саундпродюсера. Лучшие записи The Beatles появились при продюсировании Джорджа Мартина, альбомами Radiohead занимается Найджел Годрич, а без Dr. Dre, как считают многие музыкальные критики, просто не существовало бы Эминема. Проблема хороших саундпродюсеров в Украине в том, что их катастрофически мало. А те что есть — и так постоянно над чем-то работают, да и стоят дорого.
Джордж Мартин слушает репетицию The Beatles перед записью. Фото: Leslie Bryce, 1967
Но если вы не профессиональный музыкант и не планируете записывать следующий «Dark Side Of The Moon», «Random Access Memories», да или просто песню «для радио», вам достаточно будет профессиональной оценки звукорежиссера, который будет делать сведение и мастеринг вашего материала.
Сведение и мастеринг музыки
Когда материал накоплен, начинается сведение и мастеринг. Сведение — это процесс обработки накопленных партий по характеру звука, громкости так, как нравится заказчику. Мастеринг — это финальная частотная и динамическая обработка, которая готовит вашу песню для адекватного прослушивания на разных носителях. Это обязательные этапы любой профессиональной записи.
Как происходит запись?
Существует два варианта работы над песнями в студии, и они зависят от формы оплаты работы звукорежиссера. Если вы оплатили песню «под ключ», это значит, что у вас есть фактически неограниченное время для работы над ней. Кроме того, в стоимость скорее всего войдет сведение и мастеринг накопленного материала — то есть, оплатив песню «под ключ», вы оплачиваете уже готовый результат.
Если же вы выбираете почасовой формат оплаты, то за каждый час записи инструментов, сведения и мастеринга вы будете платить определенную сумму.
Где и почем в Киеве можно записать свою музыку?
Когда вы написали музыку, определились с аранжировкой, научились её качественно играть и петь, вам нужно выбрать способ записи свого творчества. В Киеве есть много студий звукозаписи, которые представляют разные услуги. Их прайс за час записи вариируется от 100 до 1000 грн и больше.
Песни «под ключ» в Киеве делают от 2500 до 15000 грн и выше. Но учтите, что практически каждая студия будет называть цену для ваших песен «под ключ», исходя из жанра, сложности композиции и уровня ваших исполнительских способностей.
Мы условно разбили студии звукозаписи на три категории: домашние студии звукозаписи, стандартные (бюджетные) студии звукозаписи и профессиональные студии.
Домашняя студия звукозаписи
Чаще всего, это аматорская студия, собранная «по минимуму». Такие студии делают себе сами музыканты или начинающие звукорежиссеры. Но с правильным подходом, самыми необходимыми инструментами и зная своё дело, на такой студии можно записать вполне неплохие вещи, которые удовлетворят все потребности начинающего музыканта. Если вы не собираетесь штурмовать условный М1 со своей музыкой, то можете смело искать кого-то, кто обустроил свою студию звукозаписи дома или собрать свою.
Подростком я начал записывать музыку на обычном двухканальном микшерном пульте, куда втыкал по очереди каждый инструмент, без каких-то усилителей. Потом обрабатывал звук гитары на компьютере. А барабаны просто набирал мышкой в программе. Сначала записывался в программе Studio One, потом Abletone. Ну и звук получался не очень естественным. Увлечение DIY культурой и прослушивание Fuzz, Mac DeMarco, Ty Segall привели меня к тому, что записывать музыку нужно лишь живьем. Поэтому я решил собрать нормальную студию у себя в квартире.
Студия убивает для меня сразу многих зайцев: я имею возможность репетировать с группой и сам заниматься на всех инструментах, а когда нужно записать нашу новую песню — имеем на это столько времени и попыток, сколько потребуется, ведь экспериментировать со звуком и звучанием в каждой песне, как и все музыканты, мы любим.
На эту студию я начал собирать деньги фактически сразу, как только начал их зарабатывать. Общая стоимость аппаратуры, которую я покупал в течение трех лет, равна примерно 2500$. Могло бы получиться куда дороже, но многое я высматриваю и мониторю на распродажах, перепродажах и привозах из США через знакомых.
Вопрос звукоизоляции занял у меня больше всего времени. Главная проблема, с которой боролись — акустические барабаны и соседи, поскольку студия находится на цокольном этаже жилого дома. Для предотвращения вибраций, ударных волн и остальных параметров, которые высчитывались, был заложен пол на вибрационных пластинах, в прослойках которого — минеральная вата, в стенах также корпусы с минеральной ватой, в углах ловушки для басовых частот, потолок оставили в пластиковой обтяжке, для отражений. Старались максимально не мешать окружающим, но и не «переглушить» комнату, в целом — этого и достигли. Еще нелегко было сделать вентиляцию, пришлось проводить принудительные каналы и заказывать бурение стены. Процесс создания был разбит на три месяца — благо, летних. Взяв на работе отпуск, в первый месяц я изучал теорию и создавал список материалов, где и как их достать, а оставшихся два жил на этой стройке: работы мы начинали с 7 утра и продолжали до 23 часов.
Сейчас я записываю здесь свою музыку с группой. В дальнейшем студия будет выходить на рынок. За одну песню «под ключ» буду брать около 3000 грн, за час записи, сведения или мастеринга — 250 грн.
Минимум, который необходим будет вам для того, чтобы создать домашнюю студию звукозаписи: студийный конденсаторный микрофон (от 2000 грн), звуковая карта (от 1500 грн), музыкальные инструменты, инструментальный микрофон (если необходим), ноутбук с установленным ПО (Cubase, Adobe Audition или Ableton).
Бюджетная студия
Это самый оптимальный вариант для начинающей группы, которая хочет получить качественный материал и при этом не брать кредит в банке. Здесь можно будет дольше работать над песнями и многому научиться. Часто в таких студиях звукорежиссеры готовы к тому, что на запись могут прийти начинающие исполнители, которые не понимают многих вещей в звукозаписи. Результат, полученный на такой студии, как и везде, будет зависеть от уровня вашего мастерства при исполнении и понимания того, какого звука вы хотите достигнуть в итоге.
Антон Блащук и Павел Сафонов
основатели и звукорежиссеры студии Soundplant
Расценки студии:
Час записи: 300 грн
Песня «под ключ»: 5000 грн
Когда мы планировали создать студию, у нас была четкая миссия — развивать качественную музыку в Украине. Хорошо зная киевскую рок-сцену, мы видели кучу отличных групп, которые не могли пробиться только потому что их финансовое положение не позволяло им сделать хорошую аудиозапись. Вот мы и решили занять средний ценовой диапазон и дать молодым группам возможность записать ЕР или альбом такого качества, с которым группа может успешно дальше продвигаться.
Если у группы или исполнителя есть демо — мы слушаем его и обсуждаем детали: что будет работать в таком исполнении и аранжировке, а что — нет. Исполнитель говорит, каким он видит конечный результат, мы выслушиваем его и даем свои замечания и советы. Если у исполнителя нет демо — мы, в рамках работы над альбомом, записываем его бесплатно. Потом идет период накопления и редактирования материала. Перед записью вокала мы подсводим инструментал, чтобы вокалисту было комфортнее.
Потом этап сведения и получения замечаний и пожеланий от группы. В конце этого этапа мы часто садимся с группой на студии и вместе доводим песню до блеска. После этого — мастеринг и релиз. По нашей статистике, на одну песню уходит приблизительно 20 дней.
Многие группы недооценивают значение саундпродюсера или вообще не понимают его задачи. Продюсер — человек, который знает, чего хочет исполнитель, знает, что нужно композиции для того, чтобы её услышала и полюбила целевая аудитория и знает как донести это всё звукорежиссеру. Чаще всего у групп нет своего саундпродюсера и таковыми выступаем мы.
Перед записью нужно определить, для чего она делается. Часто во время записи группы натыкаются на такие вопросы: «Мы делаем это ради себя или ради слушателей?», «Должны ли мы получать удовольствие от того, что мы делаем, или это полноценная работа и цель важнее путешествия?», «Для нас наша музыка — это искусство или инженерия?», «Все песни должны звучать как одно целое или каждая должна быть отдельной историей?».
На них нет правильного или неправильного ответа. Но это и не пустые философские вопросы — на них нужно найти точный ответ для того, чтобы ваша запись прошла продуктивно и приятно.
В Киеве есть и много других бюджетных студий с примерно теми же расценками: например, Checkpoint (350 грн/час записи), Lipky Zvukozapys (390 грн/час), More Music (300 грн/час).
Профессиональная студия
Если у вас есть возможность, желание и деньги записать музыкальный продукт уровня «для радио и телевизора», то ваш путь лежит на профессиональную студию. Здесь всё будет блестеть, а в студии будут сидеть люди, которые до вас записывали у себя тех, кого вы видели по телевизору. В Киеве не так много студий такого масштаба и работа с ними стоит, прямо скажем, немало.
В таких местах время стоит дорого, здесь куда реже работают «под ключ»: скорее всего, оплачивать работу над записью нужно будет почасово.
Оксана Брызгалова
основатель музыкальной студии «Исток»
Расценки студии:
Час записи: 40 долларов
Сведение одной песни: 300 долларов
На мой взгляд, среди студий звукозаписи есть несколько ключевых моментов, которые и определяют их ценовую политику. Это, в первую очередь, как говорят люди, понимающие что-то в студийном процессе, прослойка между стулом и пультом, то есть звукорежиссер, саунд-продюсер, и главное — тот продукт, который появляется от этого сотрудничества. Алексей Кривошеев в студии «Исток» и является той самой нужной прослойкой. Мы работаем с Джамалой, Иваном Дорном, BAHROMA, CКАЙ, Пошлая Молли, Dibrova, Indytronics, JULINOZA, АГОНЬ, ROZHDEN, Layah и очень многими другими. Несколько совсем новых альтернативных артистов, над которыми мы сейчас работаем под ключ, совсем скоро выйдут в свет.
Второй очень важный момент — это аппаратура, инструменты, все студийное оснащение. Помимо большого парка микрофонов, эксклюзивных гитар, сердцем студии является уникальная аналоговая консоль Neve VR 48: «космический корабль, который мы прячем в подвале».
Что касается накопления, все зависит от поставленной задачи и конечно же уровня самих музыкантов. В лучшем варианте, можно под ключ накопить 3-4 песни за два дня, если музыканты подготовлены к этому. Молодые музыканты копятся иначе, и работа с ними может растягиваться на месяцы, если они хотят звучать качественно. Идеально — если группа приходит с альбомом, умеют играть, ответственны и настроены на работу и результат. Таких групп, к сожалению, немного, но очень бы этого хотелось.
Приходя в студию, в первую очередь нужно настроиться на работу и результат. Легко работать с музыкантами, которые знают, как они хотят звучать и достаточно самокритичны, чтобы дотянуться до уровня артистов, на которых они ориентируются (в большинстве своем — зарубежных). Здоровая объективность всегда помогает достичь высокого результата. Ну и конечно мы всегда открыты к экспериментам и готовы подключиться еще в процессе создания песен, направляя и подсказывая там, где это необходимо. Небезызвестный фактор профессионализма самих музыкантов и вокалистов очень важен в студийной записи. Если музыканты достаточно сыграны, то мы можем предложить им записать все инструменты одновременно, как это делали в старые добрые времена. От этого записи получаются более живыми и естественными. Плюс это экономит деньги.
На данный момент в «Истоке» работает две студии: студия А, для накопления в которой используется консоль Neve VR, и студия B, более бюджетная.
Среди студий премиум класса также можно выделить проект Александра Пономарёва «З ранку до ночі» (50$ за час записи), «На Хаті Рекордз» (30$ за час записи), где делают записи Бумбокс, Pianoboy, Layah, 211 Recording Studio(60$ за час записи), где записывали свои последние на данный момент альбомы Джамала (2016), Onuka (2016), Океан Ельзи (2016), Иван Дорн (2014).
Мнение музыканта
Максим Ищенко
лидер группы Small Depo
Первый релиз Small Depo я записывал дома. Я знатно поковырялся с программами, изучил терминологию, посмотрел кучи образовательных видео, поработал со звуком. Теперь с легкостью записываю демки для ребят и могу изъяснить свои мысли звукорежиссеру или саунд-продюсеру. Опыт, полученный дома, определенно помог, но это благодаря изучению методов и терминологии.
Полноформатный альбом «Brodyaga» мы записывали в общежитии КПИ. Гитары записывали напрямую в ноутбук, а барабаны копили на столичной точке «More Music». Учитывая наш бюджет, возможности и способности, результатом я остался доволен. Альбом звучит самобытно, и сразу можно узнать почерк коллектива. Но всегда есть, куда расти, поэтому мы решили записать несколько синглов на «Lipky Zvukozapys», учитывая репутацию этой студии и опыт работы некоторых участников Small Depo в ней. Это совсем другой аппарат, иной подход к записи и сведению. У нас появилось больше возможностей, которые оправдывают свою цену.
В моем случае на «Липках» к одной голове прибавилось сразу несколько, плюс более образованных и понимающих, что да как нужно делать. Сейчас мы работаем на студии «О» в Харькове. Саундпродюсером выступает наш барабанщик Дмитрий Зинченко. Благодаря его опыту в звукозаписи, мы много экспериментируем, пробуем различные комбинации аппарата, примочек, методов записи. Это очень увлекательный процесс. Я, как ребенок с открытым ртом, захожу на студию и наслаждаюсь происходящим.
Источник
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |