Особенности музыкального плагиата в Украине

музыкальный плагиат

Юрист и специалист по авторским правам рассказала Karabas Live о том, как в Украине разбираются иски о воровстве в музыке

Нацотбор «Евровидения» в Украине – время свежих обвинений отечественных артистов в плагиате. В 2018 году под этот огонь уже попали TAYANNA и LAUD – пользователи соцсетей «уличают» их в использовании хитов, соответственно, группы Portugal. The Man и британского исполнителя Rag’n’Bone Man. Новые нападки, скорее всего, не за горами.

Обсуждение подобных тем в украинском инфопространстве обычно не идет дальше перемалывания воды в ступе. Одни уверены, что мы имеем дело с очередным случаем вопиющего плагиата.  Другие считают, что первым послышалось. При этом имидж артистов страдает: порой достаточно один раз крикнуть «вор!», чтобы закрепить за музыкантом негативный шлейф. При этом в нюансах никто и не думает разбираться.

Чтобы вывести тему из досужих разговоров на более серьезный уровень, мы обратились с вопросами к юристу Юлии Иськовой. Для нее вопросы авторских прав вообще и музыкантов в частности – повседневная работа.

Юлия Иськова

 

В чем разница между плагиатом и легальным заимствованием какого-либо элемента из чужой песни?

Я отвечу встречным вопросом: как понять, моя песня плагиат или нет? Очень просто: в первом случае на вас могут подать жалобу/судебный иск, во втором – нет. Это разницу, думаю, понимают все.

Легальное заимствование основывается на подписанном договоре с владельцем прав с обозначением всех условий и выплатой вознаграждения. Тогда все прозрачно: все понимают, что музыкальная вставка не ваша, но это законно. И даже если кто-то будет кричать о плагиате, эти слова к вам не имеют отношения.

Плагиат – это когда вы намеренно используете чужой материал, но выдаете за свой. При этом даже не пытаетесь найти владельца прав или автора, чтобы согласовать вопрос выплат вознаграждения и получить разрешение на использование.

Откуда берутся эксперты, которые занимаются в Украине экспертизой в судебных делах о плагиате в музыке? Кто эти люди?

Увы, нет такого понятия «эксперт в судебных делах о плагиате в музыке». Когда необходимо в суде назначить и провести экспертизу, то суд и/или какая-то сторона процесса выбирают одну из существующих экспертных организаций в Украине и направляют туда соответствующие вопросы.

Организация выставляет счет за проведение экспертизы, закрепляет за ней эксперта нужной квалификации в области интеллектуальной собственности и присылает по итогу отчет. В случае необходимости, эксперта могут вызвать в суд и задать уточняющие вопросы.

Что вы знаете о работе таких экспертов?

Судебные эксперты, которых привлекают судьи  для получения оценки доказательств, поданных сторонами, несут уголовную ответственность за ложные результаты экспертизы.

Многое зависит от правильно поставленных судом и участниками процесса вопросов эксперту. Именно ответы на все корректные/нужные вопросы помогут в вынесении судебных решений в пользу одной из сторон.

К примеру, можно поставить вопрос так: «Является ли произведение Х плагиатом?» А можно уточнить: «Является ли текст/музыка припева/куплета произведения Х схожим в такой-то степени с соответствующими элементами песни Y?» Казалось бы, говорим об одном и том же, но получаем более конкретные ответы. Это поможет суду более тщательно изучить материал.

КАК ВОРУЮТ В УКРАИНЕ

Олег Долинский, гендиректор компании Comp Music:

Самым массовым нарушением является «бездоговорное» использование авторских прав для кавер-версий. Также распространено использование фонограмм для создания ремиксов без разрешения владельцев прав. Более редкие нарушения – это использование фрагмента произведения или фонограммы в новой песне.

Известны ли вам украинские музыканты, которые используют материал зарубежных артистов и честно платят за это правообладателям?

Они есть, и это здорово, что честное заимствование Украине не чуждо. Авторы заимствованных частей (сэмплов) от каждого использования песни у нас получают свои законные роялти.

Ко мне часто обращаются за помощью узнать, у кого права, сколько стоит включение элемента в песню, какие нужно пройти этапы согласований. К примеру, нужно предоставить такие данные: 1) об артисте, который будет петь созданный трек (ссылки на его клипы, песни, сайт); 2) сам материал (сведенный трек, перевод текста, полученного в результате, чтобы понимать суть); 3) данные о территории распространения песни; 4) виды использования исходного материала; 5) с какими лейблами артист будет сотрудничать по сбору роялти. И так далее.

Результат – либо подписание лицензионного соглашения и оплата вознаграждения за использование сэмпла, либо отказ (если автор не согласен, чтобы его музыкальный материал был включен в ваш трек).

Можете привести примеры реальных судебных разбирательств о музыкальном плагиате в Украине? Каков был исход этих дел?

К счастью или сожалению, но мне неизвестны судебные разбирательства и вынесенные решения по делам о плагиате в музыке в Украине. Более на слуху западные судебные процессы мировых авторов, о которых вы и так слышали.

Лично мне сразу вспоминается скандал 2015 года с участием Фарелла Уильямса и Робина Тика о копировании ими песни 1977 года авторства Марвина Гэя. Тогда в зале суда даже воссоздавали музыкальный материал, доказывая и опровергая доводы сторон. Более 7 млн. долларов нужно было выплатить за плагиат (песня «Blurred Lines» был признана плагиатом «Got To Give It Up» — ред.). Таких процессов в Украине точно не было.

Некоторые украинские музыканты и саундпродюсеры используют звуковые элементы из бесплатных аудиобанков. Это не опасно? Могут ли им вдруг предъявить счета за использование материала?

Как юрист я очень осторожно отношусь к таким «бесплатным» использованиям. Больше доверяю договорным отношениям, скрепленным взаимными правами и обязанностями. Ведь у каждого музыкального материала есть автор. И с уверенностью говорить, что его права не нарушены, мы не можем, если не подписывали прямых контрактов.

Хотя, если вы уверены в ресурсе и даже отметили галочкой публичное соглашение, которое появилось во всплывающем окне, то чего переживать?

Кстати, у лейблов можно покупать права на музыкальные библиотеки с определенными видами использований. Это тоже может сэкономить ресурсы.

ФОРМЫ НАКАЗАНИЙ

Согласно 176-й статье Уголовного кодекса Украины

При первом нарушении: штраф от 100 до 400 необлагаемых налогом минимумов доходов (на сегодня – 881 грн.) или исправительные работы сроком до двух лет, с конфискацией всех экземпляров произведений, исполнений, фонограмм и т.д.

При повторном нарушении: штраф от 200 до 800 необлагаемых налогом минимумов доходов или исправительные работы сроком до двух лет, или лишение свободы до двух лет, с конфискацией всех экземпляров произведений, исполнений, фонограмм и т.д.

Если нарушитель закона – служебное лицо: штраф от 500 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы до двух лет

Недавно Лану Дель Рей обвинили в плагиате песни «Creep» группы Radiohead. При этом сами Radiohead в свое время расплачивались за то, что использовали в этой песне чужой материал. Как быть с ситуациями, когда плагиатор ворует у плагиатора?

Только договорные обязательства сторон и законное включение нужных заимствованных частей песен других авторов могут позволить вам спать спокойно. В таком случае ваши действия правомерны и вопрос плагиата вам не страшен – согревает контракт и выплаченные роялти.

Советую как юрист: в любой непонятной ситуации не допускайте бесконтрольных процессов, особенно касающихся авторского продукта. Это касается песен, клипов, вставок в клип, аранжировок, сэмплов и т.д.

И давайте будем употреблять обвинение «плагиат» и «плагиатор» только в связке с вступившим в силу решением суда о присвоении действиям и музыкантам такого статуса. В остальных случаях это всего лишь заимствования, вдохновляющие мотивы, не более.

Вы слушали песню TAYANNA «Леля» и «Feel It Still» группы Portugal. The Man? Как слушатель, много общего находите между ними? 

Один мой клиент-музыкант сказал когда-то: «Мы все вдохновляемся чужой музыкой, и так сложно придумать что-то уникальное, когда нот всего семь». Это и не оправдывает, и не умаляет желания современных авторов создавать музыку, которая нам уже что-то напоминает.

Ключевыми остаются харизма артиста, вокальная подача и «одежда» песни, то есть аранжировка, которые в совокупности порой балансируют на грани апроприаций (заимствований – ред.). А обвинения в плагиате без вступивших в силу решений судов так и останутся на уровне обвинений.

Share: