Поющие носки, или Как играть рок

Интересная точка зрения, с которой стоит ознакомиться, была опубликована на muzmapa.in.ua.

Аксель Роуз сказал однажды следующее: «Раньше участники группы Guns&Roses были небожителями, и поклонники могли наблюдать за нами с нескольких десятков или сот метров, а теперь каждый мудак может тебе написать в фейсбук». Так и есть, но благодаря фейсбуку ты, к примеру, теперь можешь выяснить, мудак ли твой кумир.

Ноябрьский вечер, в студию Radio Submarina заходит Томас Кауджилл, известный как King Dude. Сиэтлский разносчик дьявольской музыки, погребальный блюзмен, музыкант, чьи творения пресса окрестила как «апокалиптический фолк». «Привет! Меня зовут Ти Джей», — сказал он и протянул руку. Мне хотелось кричать: «Король Чувак, я знаю все твои песни, я не верил, что когда-нибудь тебя встречу!». Но вместо этого просто произнес: «А меня — Денайс».

King Dude

King Dude
 

И если ты поешь даже как ангел, но любви нет в твоем пении, ты только заглушаешь голоса дня и голоса ночи в ушах других людей.

Халиль Джебран, «Пророк»
 

Он спрашивает разрешения закурить, пьет пакетированный чай и рассказывает о том, что недавно в драке в немецком баре повредил себе пальцы. Он настоящая рок-звезда. Скромен и сдержан. Но на сцене он преображается и кажется, что вот-вот и в зале начнется пожар и все воспламенится. «Наши группы играют музыку и круче, но не умеют так качать. Посмотри, как его все это прет», — говорит мне один известный режиссёр. И мы сходимся во мнении, что внутренний стержень и огонь в душе — это то, чего так не хватает нашим рок-музыкантам. «Пришло время трахаться, а они дрочат!» — он продолжил и исчез во тьме зала со стаканом вискаря. За редким исключением, наши музыканты равнодушны к зрителю. Да и к самим себе.

Мне кажется, что истинной лакмусовой бумажкой для творчества современного поколения англоязычных рок-музыкантов может стать только признание их музыки в Европе. Но все бросились писать на английском, не научившись как следует формировать свои мысли на родном языке. Отсюда невнятная позиция и неуверенность в своих словах. Ведь недостаток лексикона есть демонстрация скудного внутреннего мира.

 

Мнение, сложившееся у нас о том, что, дескать, «там главное музыка, а тексты у них ни о чем», — ошибочно. Успешными там становятся те рок-музыканты (естественно, не только поэтому), которые являются лингвистами по образованию — Игорь Сидоренко из Stoned Jesus и Татьяна Шмайлюк из Jinjer. Кто-то скажет, что не все те, кто сочиняет песни на английском, стремятся на Запад. Как говорил Саша Чемеров из «Димна Суміш»: «Когда ты начинаешь писать на английском, то должен брать во внимание, что на этом языке до тебя писали “Битлы” и Боб Дилан».

Нашим же рок-музыкантам, поющим на украинском или русском языках, не лишним будет напомнить, что полные площади людей на бесплатном концерте в день открытия супермаркета или дня города условного Бердичева понимания истинной ценности музыки не дают. Не дает его и участие в акциях, подобных той, на которых одна известная украинская группа убеждает, что трахаться с презервативом — это то же самое, что сочинять музыку.

 

Здесь они звезды, пусть и гаснущие, но стоит им отправиться с туром в Европу, кто придет на их концерт?

 

В отличие от простого парня Кинг Дьюда, о музыке которого пишут все известные музыкальные издания мира, старое поколение украинских рок-музыкантов напыщенно, их распирает от чувства собственной важности. И в общении с ними неприятно и дискомфортно. Мой коллега, ревностный католик Патрик О’Райли, назвал бы это гордыней. Они игнорируют новые рок-группы, достойные внимания, и это похоже на зависть. Здесь они звезды, пусть и гаснущие, но стоит им отправиться с туром в Европу, кто придет на их концерт?

Старые рокеры, за редким исключением, занимаются всем, чем можно, но только не написанием хороших альбомов: они дают бесконечные интервью, становятся героями телепередач, судьями музыкальных конкурсов и тому подобное. Молодые же музыканты теперь имеют хорошие инструменты, возможность записываться в классных студиях, и ты слушаешь альбом и думаешь: «Да, вот оно, наконец!». Но как только они выходят на сцену — им не веришь. И если старым рокерам удается обмануть крестьян на дне села, то тинейджеры, студенчество и просто умеющие слышать хотят правды.

«Маловыразительная музыка свидетельствует прежде всего о равнодушии ее автора, о его “непричастности” к жизненным проблемам. Темы песен рок-н-ролла поначалу были примитивны и безыскусны, повторяя темы эстрады, — безответная любовь, разлука, измена. Но пришло время, и «молчаливое поколение» отверзло уста! И не для того, чтобы выразить свое восхищение окружающей действительностью, а наоборот, чтобы выразить свой протест», — писал Олег Феофанов в книге «Рок-музыка: вчера и сегодня». Наша страна получила независимость четверть века назад и сейчас мы проходим за год те этапы, которые другие страны проходили десятилетиями.

Это касается и культурных процессов. А когда мне говорят, что нужно сравнивать, прежде всего, экономические показатели, я вспоминаю слова менеджера JinjerАлександра Антошина: «Европейцы не срут на нас в комментах и там слушатели подходят после концерта и хотят купить футболку, диск, да хоть значок, хотят поддержать нас». На концерты же наших команд друзья группы просят «плюсы»(бесплатный проход на концерт – прим. Muzmapa) вместо того, чтобы купить билет за полторы сотни, а затем оставляют полштуки гривен на баре. Бесплатный доступ к музыке в интернете сделал из многих халявщиков.

Многие из современных слушателей смеются над рок-музыкантами 90-х и утверждают, что они не умели играть. Мне кажется, они и уступают в каких-то аспектах мастерства, но они были личностями и артистами с очень сильной харизмой. И мне больно видеть, как Олег Скрипка, после творческого наследия «ВВ», оставленного нам, пытается выдавать себя за Курта Кобейна в клипе на «Несе Галя». А вам? Есть еще категория людей, утверждающая, что наши группы играют рок не хуже. Отчасти это так, но я убежден, что иностранные музыканты больше понимают, что значит Быть Артистом.

«Новое искусство начинается не с новых форм, оно рождается с новым человеком. Истинная новация в искусстве — это, прежде всего, новация духа, идеи», — говорил композитор Дмитрий Шостакович. Я прошу вас: не играйте с такими скучными лицами, не умирайте, но живите на сцене! Отыщите в своей душе то, что вас волнует по-настоящему и заявите об этом на весь мир! «Будьте горячими или холодными, но не теплыми», — как говорил суперзвезда рока дружище Иисус Христос. «Горите, но не тлейте», — вторил ему спустя пару тысяч лет другой патлатый чувак.

И самое главное, не нужно втирать очки о том, что вы пытаетесь нести людям новое. Все уже было сыграно и придумано до вас. Слушателям не нужен на сцене соседский парень, им нужно видеть там инопланетное существо, не похожее на них, но поющее о том, о чем они все думали, но не знали, как сказать об этом вслух. Ведущие музыканты современности уже предвещают пришествие новой волны музыки протеста и бунта, которая захлестнет весь мир. Время поющих носков уходит безвозвратно!

Share: