Создание своего музыкального лейбла

Время от времени люди меня спрашивают, как же открыть свой музыкальный лэйбл? Что для этого нужно? Сложного ничего нет, особенно если у вас есть цель и мозги.

В данном тексте я попытался коротенько описать основные шаги по созданию своего музыкального лэйбла (в основном с дистрибуцией через Интернет) и описать основные моменты в его деятельности. Пробуйте, и у вас может получиться. У нескольких моих друзей и знакомых тоже уже получилось.

Как открыть свой музыкальный лэйбл

Сначала нужно определиться, какую музыку вы хотите продвигать, определиться с муз. направлениями, и вообще с музыкальной политикой. Придумать идею лэйбла, то, что будет отличать вас от всех остальных. В самом начале не стоит слишком широко болтаться по разным стилям и жанрам – это могут позволить себе в основном только большие жирные major labels. Лучше сконцентрироваться на одном “своём самом-самом” направлении, максимум на двух.

  • Далее следует придумать название, возможно разработать некую визуальную концепцию – логотип, фирменный стиль и т.д.
  • Желательно зарегистрировать юридическое лицо, через которое все формальности будут совершаться – договора, деньги и т.д.
  • При желании можно забрендировать и название с логотипом.
  • Какой же музыкальный лэйбл без официального сайта?

Сайт нужен, так же желательно зарегистрировать страницы на таких порталах как promoband, myspace, promodj, создать группу вконтакте и т.д. На сайте можно размещать информацию по всем выходящим и планирующимся релизам, биографии музыкантов, возможно информация о вечеринках и так далее. Почти все лэйблы имеют свою email-рассылку.

Чтобы продавать музыку необходимо заключить договора с магазинами. В случае цифрового распространения это могут быть такие магазины как junodownload, audiojelly, trackitdown, beatport. Если же вы хотите продавать музыку так же и на материальных носителях, то сначала следует озаботиться производством дисков (или пластинок) – для чего существуют специальные заводы, которые с радостью выполнят ваш заказ на тиражирование вашей музыки. Но продавать её всё равно придётся вам.

В случае с интернет-магазинами ярко выражено действует правило парето: примерно 20% магазинов принесут вам 80% всей прибыли, но времени они все требуют одинаково много. Так что ваш выбор с кем и как работать.

Поиск музыки

Следующий этап – поиск музыки для первых нескольких релизов. Если вы сам музыкант, то вам конечно проще – можно выпустить кое-что из своего творчества, плюс привлечь ваших друзей-музыкантов, которые разделяют ваши музыкальные идеи и имеют интересную подходящую музыку. Но в дальнейшем поиск наиболее интересных, перспективных и свежих треков и музыкантов должен стать одним из главных направлений вашей деятельности по управлению лэйблом. Лэйбл ведь так или иначе вращается вокруг музыки, и без хорошей музыки не получится хорошего музыкального лэйбла.

С музыкантами необходимо заключать договора на передачу авторских прав, при этом скорее всего вам потребуется получить права на воспроизведение, передачу в эфир, редактирование и некоторые другие виды использования. Вообще рекомендую купить книжку “Закон об авторском праве и смежных правах” (заучить!) а так же прочитать новый гражданский кодекс (ну и можно ещё международные соглашения об авторском праве почитать – тоже не помешает).

И вообще, желательно начинать музыкальный лэйбл совместно с энтузиастами – друзьями-знакомыми, совместно с которыми можно быстрее и эффективнее развивать вашу деятельность.

Примерный цикл деятельности лэйбла:
  1. Поиск интересной музыки, которая подходит для вашего лэйбла
  2. Заключение договора с авторами музыки
  3. Размещение информации на сайте, в рассылке и т.д.
  4. Размещение музыки в магазинах
  5. Получение денег от магазинов за проданную музыку (роялти)
  6. Выплата авторам процентов от роялти (если конечно по условиям договора авторы получают процент с продаж, если же вы им уже заплатили фиксированную сумму, то процентов естественно никаких не платится)
Для поддержания работы и развития лэйбла необходимо выполнять следующие функции:
  1. A&R – поиск музыки, работа с музыкантами
  2. Работа с магазинами
  3. Реклама, PR (в частности рассылка промо-материалов, установление контактов с ключевыми людьми)

Рассылка промо-материалов весьма важная часть работы лэйбла, ибо если о вас никто не знает, то и покупают мало и толку для музыкантов от вашего лэйбла мало. Как и кому рассылать промо-материалы? Например, приезжает в ваш город известный диджей, играющий в вашем стиле (или близко по стилю) – вручите ему диск с вашими лучшими релизами. Отправить на все тематические интернет (и оффлайн) радиостанции, известным диджеям.

Можно предварительно договариваться с известным диджеем или музыкантом, предложить ему прислать ваше промо, обычно люди соглашаются, по крайней мере в моей практике ещё никто не отказывался.

После такой договорённости шанс быть услышанным повышается. Некоторые люди, с которыми вы установили контакт (или просто ваши друзья/знакомые) могут оказывать поддержку вашим релизам (поиграть на вечеринках, включить в свою радиопередачу и т.д.) если вы их регулярно снабжаете свежей музыкой бесплатно.

Где искать музыку?

Есть множество сайтов, на которых все желающие размещают свои творения – например myspace, promodj и т.д. Шариться там в поисках интересного материала реально – ибо материала тонны, но придётся продираться через большое количество откровенного говна, среди которого и придётся выискивать жемчужины. Так же на сайте должны быть хоть какие-то контактные данные и информация по политике работы с демо-материалами. Соответственно музыканты, посетившие ваш сайт имеют возможность отправить вам свою музыку на оценку. После чего вы можете уже выбирать и из присланного.

Можно связываться с музыкантами, пишущими в вашем стиле и предлагать им выпуститься на вашем лэйбле. Материал должен всегда быть новым и нигде ещё не изданным, и желательно, чтобы он не был доступен в интернете в хорошем качестве – пусть музыканты отправляют демки в хорошем качестве вам, а не выкладывают на всеобщее обозрение в интернет. В низком качестве, пожалуйста.

Количество и качество материала.

Если выпускать релизы более-мене часто и регулярно (например раз в неделю) – то покупать у вас будут чаще. Так как в основном люди в магазинах смотрят новинки, то увидев вашу очередную новинку, покупатель может посмотреть/послушать другие ваши релизы, или релизы вашего музыканта, соответственно повышается шанс покупки предыдущих релизов.

Но с другой стороны если издавать всё подряд разного уровня качества, то покупать будут меньше – ибо говна и так навалом вокруг – каждый день выходит несколько десятков новых релизов, и чтобы не затеряться среди этой “кучи”, нужно постараться. Соответственно, вам выгоднее, чтобы ваш музыкант издавался на вашем лэйбле побольше.

Можно например придумывать специальные псевдонимы для музыкантов, которые имеете право использовать только вы как музыкальный лэйбл, а музыкант не может за пределами вашего лэйбла издаваться под этим псевдонимом. Хотя я лично такую политику не использую, предоставляю музыкантам полную свободу выбора.

Звёзды.

Выпуск даже одого релиза достаточно известного музыканта поднимает продажи в разы, причём не только продажи именно его релиза, но и остальных релизов вашего лэйбла. Так что бороться за “звёзд” и привлекать их к выпуску музыки на вашем лэйбле – отличный и выгодный со всех сторон шаг.

Ремиксы.

Если вы готовите к выпуску релиз, можно разослать ремикс-пак другим музыкантам вашего лэйбла, пусть они сделают по ремиксу на трек, ремикс потм можно включить в состав релиза – больше треков в релизе – привлекательнее для покупателей. С другой стороны взаимный пиар – автор пиарит ремиксёра, а ремиксёр автора. Хотя всё хорошо в меру.

Источник

Share: